В свете новых реалий возможны новые предложения России по Карабахскому конфликту

<span style="color: red;">В свете новых реалий возможны новые предложения России по Карабахскому конфликту
15 октября 2013
# 10:28

Вынудив Армению отказаться от курса на евроинтеграцию, Россия демонстрирует готовность любыми способами привлечь постсоветские страны в путинский проект по Евразийскому союзу. Складывающаяся ситуация позволяет Баку аргументировать нежелание Азербайджана форсировать процесс оформления ассоциативных отношений с ЕС и продвигать собственную инициативу - подписать с Брюсселем документ о Стратегическом партнерстве в сфере модернизации. Проект этого соглашения, согласно источникам, был представлен Еврокомиссии в мае. Обсуждения этой инициативы Баку состоялись во время июньского визита в Брюссель президента Алиева. Однако, на переговорах в конце августа Еврокомиссия не согласилась с предложением Баку подготовить к саммиту "Восточного партнерства" в ноябре в Вильнюсе документ о стратегическом партнерстве по модернизации, настаивая на том, что переговоры по нему должны идти параллельно с переговорами по ассоциативному соглашению. Оформление ассоциативных отношений с Азербайджаном важно для ЕС, поскольку нет уверенности в том, что в условиях нерешенности карабахского конфликта азербайджанское руководство сможет устоять перед давлением Москвы в вопросе участия Баку в евразийском интеграционном процессе.

Вхождение Армении в Таможенный союз (ТС), очевидно, создает России дополнительные возможности для манипуляции карабахской проблемой в целях влияния и на позицию Азербайджана в отношении евразийских интеграционных инициатив Путина. После того как президент Саркисян на встрече 3 сентября в Москве объявил о решении по Таможенному Союзу, президент Путин заявил о готовности ОАО "Российские Железные Дороги" "вложить в развитие армянской железнодорожной сети до 15 млрд. рублей". Речь, видимо, идет о начале финансирования магистрали Иран-Армения, которая призвана связать через Армению порты на побережье Персидского залива с черноморскими портами. В тоже время, стало известно, что Евразийский банк развития рассматривает возможность вложить $100 млн. в начавшееся строительство автомагистрали Иран-Армения. То есть, Москва намерена содействовать выводу Армении из транспортной изоляции, что может ослабить позицию Азербайджана на переговорах по карабахскому урегулированию. Хотя, очевидно, что планы России зависят от позиции Грузии, правительство которой вряд ли согласится пересмотреть транзитную политику в отношении России и Армении без каких-либо преференций в абхазском и южноосетинском вопросе. Армянская сторона утверждает, что правительство Иванишвили вроде согласилось с открытием абхазской железной дороги, однако, судя по всему, это является пропагандистским шагом, чтобы обосновать правильность решение армянских властей по присоединению ТС.

Составной частью такой пропаганды является и утверждения о том, что вступления Армении в ТС "поведет дело к фактическому признанию Нагорного Карабаха, изначально являющимся частью таможенной территории Армении, поскольку никакое иное решение на практике невозможно". Хотя, еще до 3 сентября, когда Армения и ЕС объявили о завершении переговоров по ассоциативному соглашению, в Ереване утверждали, что готовность Саркисяна подписать этот документ в ноябре на саммите в Вильнюсе, вопреки позиции России, связана с тем, что евроинтеграция, в отличии от евразийской интеграции, предлагает приемлемые условия взаимоотношений с Нагорным Карабахом. При этом, отмечалось, что в вопросе вступления в ТС неприемлемым для Армении оказалось "условие Казахстана о необходимости установления таможенного контроля с Нагорным Карабахом, в том же режиме, как с Ираном или Грузией". Сейчас же в Ереване стали утверждать обратное - вот мол, ЕС противился распространению процесса евроинтеграции на Нагорный Карабах, а Москва предложила вполне перспективные механизмы интеграции Армении в Евразийский союз вместе с Нагорным Карабахом. Да и на последнем саммите ОДКБ 23 сентября в Сочи президент Армении вел себя достаточно уверенно, обвинив некоторых членов этой структуры и ТС в том, что в рамках других международных структур они по карабахскому конфликту выступают с иных, отвечающих интересам Азербайджана, позиций. Кроме того, армянская сторона в сентябре вновь заявила о намерении начать эксплуатацию аэропорта в Нагорном Карабахе, невзирая на отрицательную позицию Баку. Такая уверенность, очевидно, связана с гарантиями России по поводу того, что Москва не позволить Баку попытаться изменить статус-кво в карабахском конфликте военным путем.

Однако, у Армении нет особых причин быть уверенной в том, что вступление Армении в ТС будет способствовать признанию независимости Нагорного Карабаха. Россия, вряд ли поставит это условием перед Беларусью и Казахстаном, которые до сих пор не признают шаги Москвы в отношении Абхазии и Южной Осетии. Да и развитие ситуации вокруг карабахского конфликта в таком направлении не входит планы России, стремящейся вернуть в орбиту своего влияния и Азербайджан. Судя по поведению армянских властей, в Ереване нет уверенности даже в том, что, не признавая Нагорный Карабах официально, страны ТС станут закрывать глаза на то, что он де-факто будет частью таможенной территории Армении. Путин может обещать это Саркисяну, однако, не ясно, как поведут себя Минск и Астана, имеющие хорошие отношения с Баку, в процессе вступления Армении в ТС. Поэтому, Армения хоть и приняла политическое решение по ТС, но старается иметь возможность для маневров, заявляя о намерении развивать отношения с Евросоюзом.

Несмотря на неясность дальнейших взаимоотношений Еревана с Нагорным Карабахом после вступления Армении в ТС, Россия может воспользоваться этой ситуацией и для еще большего усиления своего влияния в этом сепаратистском регионе Азербайджана. В этой связи остается открытым вопрос о том, насколько успешной будет наметившаяся активность США в урегулировании карабахского конфликта в свете визита в регион в первой декаде сентября нового американского сопредседателя МГ ОБСЕ Джеймса Уорлика.

Содержание переговоров Уорлика и писем президента Обамы лидерам Азербайджана и Армении указывают на то, что усилия США будут направлены на решение конфликта на основе "мадридских принципов". "Взаимные уступки в общих чертах уже уточнены, и настало время приложить новые усилия для установления мира в регионе", - отмечал президент США в своем послании президентам Алиеву и Саркисяну. Вашингтон, видимо, стремится, чтобы подвижки в этом вопросе наметились на встрече президентов Алиева и Саркисяна, которую посредники, согласно встрече глав МИД конфликтующих сторон с сопредседателями МГ ОБСЕ 27 сентября в Нью-Йорке, хотят организовать до конца года. Трудно сказать насколько это удастся США, поскольку конфликтующие стороны продолжают трактовать базовые принципы урегулирования конфликта с устраивающих их позиций. Более того, Россия, в свете открывающихся новых возможностей для усиления влияния на карабахский конфликт, также может и дальше торпедировать согласование Азербайджаном и Арменией базовых принципов.

Очевидно, что Азербайджану, сторонящемуся евразийских инициатив Москвы, не следует ожидать от России предложений по урегулированию карабахского конфликта, учитывающих интересы азербайджанской стороны. Возможные новые предложения России по конфликту, что не исключается в свете новых реалий с вступлением Армении в Таможенный Союз, однозначно будут исключать установления каких-либо вертикальных отношений между Азербайджаном и Нагорным Карабахом.

Чтобы предотвратить дальнейшее усиление России в регионе, США и ЕС, видимо, будут склонять Баку к уступкам в вопросе принятия "мадридских принципов" и усилят активность по нормализации турецко-армянских отношений. США, по всей видимости, не собираются корректировать свою политику на Южном Кавказе однозначно в пользу Азербайджана, поскольку теряет смысл усилий Вашингтона по ослаблению влияния России на Армению. А также, растет угроза возобновления военных действий в карабахском конфликте и тем самым дестабилизации ситуации в регионе, что в корне не отвечает интересам Запада.

Тунал Азери

# 4221
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#