США стремятся к тому, чтобы визит Путина в Баку не повлиял на дальнейшее поведение Азербайджана

<span style="color: red;">США стремятся к тому, чтобы визит Путина в Баку не повлиял на дальнейшее поведение Азербайджана
27 августа 2013
# 10:00

За два месяца до предстоящих президентских выборов Баку демонстрирует завидную внешнеполитическую активность, что, очевидно, является частью предвыборной кампании президента Ильхама Алиева. Однако, было бы не верно представить эту активность только лишь результатом усилий азербайджанской стороны. Заметна и встречная заинтересованность в контактах с азербайджанским руководством накануне президентских выборов ведущих геополитических игроков в регионе, например, США и России. Предсказуемость итогов предстоящих выборов, в какой-то степени, обуславливает каждую из этих стран, отбросив на задний план разногласия с Баку, выразить поддержку нынешнему руководству Азербайджана. Причем такое поведение Вашингтона и Москвы рассчитано на ближайшую перспективу.

Предстоящий год будет критичным для политики Запада и России на постсоветском пространстве, в частности в кавказско-каспийском регионе. Обусловлено это рядом факторов, прежде всего, стремлением президента Путина создать к 2015 году Евразийский экономический союз, в котором на Западе усматривают попытку воссоздания Советского Союза. Как бы там ни было, инициатива с Евразийским союзом тесно связана со стремлением России не допустить дальнейшего усиления влияния Запада на страны Южного Кавказа и Центральной Азии. Москва явно форсирует евразийский интеграционный процесс, несмотря на явные недостатки в работе Таможенного Союза, на основе которой и планируется формировать Евразийский союз. Москве надо успеть создать барьеры, способные оберегать зону "традиционного влияния" России от "интервенции" "Восточного партнерства", программу которую ЕС намеревается реально запустить на предстоящем в ноябре саммите в Вильнюсе. На критичность ситуации для России указывает и неожиданный резкий крен в сторону Евросоюза Армении, считающейся единственным союзником Москвы на Южном Кавказе.

С предстоящим выводом войск международной коалиции из Афганистана перед США стоит задача сохранить установившиеся форматы сотрудничества в сфере безопасности со странами Южного Кавказа и Центральной Азии. Пока, судя по всему, у Вашингтона нет четкого представления о будущей конфигурации взаимоотношений с этими странами после вывода войск из Афганистана. И это обстоятельство позволяет американским экспертам говорить о снижении интереса США к кавказско-каспийскому и центрально-азиатскому региону. Однако, это мнение не разделяют российские эксперты, по мнению которых вывод войск из Афганистана может обернуться появлением американских военных контингентов в центрально-азиатских странах и Азербайджане. Кстати, США, в связи с закрытием летом 2014 года американской базы в Манасе, приходится искать замену, поскольку вывод войск из Афганистана завершится к концу года. Среди возможных пунктов передислокации американской базы называются Актау и Шымкент в Казахстане, а также перевалочные пункты в Баку и Тбилиси, используемые для транзита грузов в Афганистан и обратно. Американцы будут нуждаться в этой базе долго, поскольку США намерены оставить после 2014 года в Афганистане военный контингент для обеспечения стабильности в стране.

В Москве, вполне обоснованно, полагают, что США не сдадут завоеванные за многие годы международной контртеррористической операции в Афганистане позиции на Южном Кавказе и в Центральной Азии. Это неприемлемо для американцев и в ситуации, когда неразрешенным остается кризис вокруг ядерной программы Ирана. И, судя по всему, Россию серьезно беспокоит возможность переориентации нынешних возможностей США в кавказско-каспийском и центрально-азиатском регионах на решение кризиса вокруг иранской ядерной программы военным путем. Вывод войск из Афганистана должен завершиться к концу 2014 года, и вряд ли США дадут Ирану возможность затягивать переговоры по ядерной программе до этого времени.

Следует не забывать и о том, что для Запада остается актуальным и вопрос доступа к энергоресурсам стран Восточного Каспия. Окончательное определение Азербайджаном маршрута поставок азербайджанского газа в Европу, как об этом заявляют высокопоставленные чины в Евросоюзе, является только лишь одним из этапов реализации стратегии по созданию южного энергетического коридора, конечной целью которого, как минимум, является доступ к энергоресурсам Туркменистана.

Критичностью ситуации с точки зрения будущего российского влияния на Южном Кавказе и Центральной Азии, видимо, и был обусловлен краткосрочный визит в Баку 13 августа президента Путина. Своим визитом Путин фактически решал две задачи, демонстрировал готовность снять напряженность в отношениях с Баку и недовольство европейским креном во внешней политики руководства Армении. По ожиданиям Москвы, жест Путина в отношении президента Ильхама Алиева накануне выборов должен привести, как минимум, к исправлению невыгодного для России прозападного крена во внешней политике Баку. На сегодня, без серьезных корректировок в своих позициях по карабахскому конфликту Россия не может жестко ставить перед Баку вопрос об участии в евразийском интеграционном проекте. Заявление Путина по поводу решения конфликта между Азербайджаном и Армении исключительно политическим путем говорит о том, что пока у России нет намерений менять позицию по карабахской проблеме.

Обозначая в ходе визита в Баку важность решения проблем с обеспечением безопасности Каспия, Путин дал понять, что ожидает от азербайджанского руководства уклонения от усилий США по превращению кавказско-каспийского региона в некий антироссийский и антииранский плацдарм. Хотя, известно, что отношение Баку к подобным планам также негативно. Скорее, Россия ожидает от Баку снижения до минимума сотрудничества с Вашингтоном в сфере безопасности, охватывающего и вопросы обеспечения безопасности азербайджанского сектора Каспия. Эти вопросы были основными темами встречи в начале августа в Вашингтоне министров обороны США и Азербайджана. Кстати, приглашение шефом Пентагона министра Абиева в США также стало неким сигналом поддержки Вашингтоном азербайджанского руководства. Тем самым, США, судя по всему, стремятся к тому, чтобы визит Путина в Баку не повлиял на дальнейшее поведение Азербайджана, в котором проглядывается лояльность Западу в вопросах обеспечения безопасности на Каспии и энергетической безопасности. Как бы там ни было, цели России и США в кавказско-каспийском регионе, в реализации которых обе стороны отводят определенную роль и Азербайджану, позволяют Баку еще на какой-то период вести сбалансированную внешнюю политику и извлечь от этого выгоды.

Тунал Азери

# 3556
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#