«Думаю, сам президент Алиев на это не пойдет…»

«Думаю, сам президент Алиев на это не пойдет…»
18 июля 2013
# 13:30

Интервью Vesti.Az с известным российским экспертом, со старшим научным сотрудником Аналитического центра МГИМО (У) МИД РФ Леонидом Гусевым:

- В рамках дискуссий с журналистами из Южного Кавказа в МГУ, Вы отметили, что в азербайджано-российских отношениях начался процесс улучшения. Чем Вы аргументируете свое экспертное суждение?

- Да, своеобразное улучшение есть. Мой аргумент – визит президента «Роснефть» Сечина в Баку и подписание договора о сотрудничестве в освоении месторождения

«Шахдениз - 2». Как вы уже знаете, недавно был «похоронен» проект NABUCCO, который вызывал своеобразное опасение российской стороны». По разным подсчетам, планировалась передача 30 млрд. кубических метров газа в Европу. Но, проект приказал долго жить, а на его месте появился новый – TAP (Трансадриатический газопровод), в котором участвует и Азербайджан.

Россия отнеслась к этому спокойно, российские аналитики подсчитали, что если этот газопровод будет заложен, по нему будет передано около 10 млрд. кубических метров газа, что российскую сторону не так сильно беспокоит. Проект NABUCCO был неким конкурентом «Газпрома», который порой заставлял напрягаться российскую сторону.

Сотрудничество России и Азербайджана в энергетической сфере нужно обеим странам. Отношения пошли к потеплению, главное это суметь сохранить. 

- В чем Вы видите причину незаинтересованности стран Южного Кавказа в евразийских интеграционных проектах? 

 - Я был на многих европейских конференциях, туда они все время приглашают представителей политического истеблишмента стран постсоветского пространства. Вот постепенно идет процесс притягивания.

Возьмем Армению, где пытаются найти прозападный вектор во внешней политике. Но, давайте признаем наличие многочисленной армянской диаспоры на Западе. Вот это все действует на Армению, и я уверен, что так будет продолжаться и впредь.

Армения выразила желание даже стать наблюдателем в Шанхайской организации сотрудничества. Пропаганда тут сильная.  

- Большинство аналитиков считает, что, говоря о событиях в Египте, необходимо учитывать и взгляд из Ирана…

 - Безусловно. Давайте, обратим внимание на то, что когда в прошлом году к власти пришли Мурси и «Братья мусульмане», в Иране это очень активно приветствовали. Интересен и другой фактор – иранские мусульмане являются шиитами, а мусульмане Египта суннитами. В Иране их приняли за «своих», несмотря на то, что Мурси очень резко высказывался против режима Асада.

Очень интересно будет посмотреть то, как будет развиваться ситуация между Ираном и Египтом.

- Вы нередко бывали в Иране, каково отношение Ирана к Азербайджану? 

 - Если судить по тому, с чем сталкивался я лично, то очень хорошее. В 2010 году я  принимал участие на конференции в Тегеранском университете по азербайджанской тематике. Об Азербайджане высказывались очень хорошо, упоминали тот факт, что в Иране проживает около 25 миллионов азербайджанцев и немалая часть иранской политической элиты является азербайджанской.

Даже азербайджанцы мне рассказывали о том, что, гуляя по Ирану, они нередко сталкиваются со своими соотечественниками. Думаю, ничего плохого между Ираном и Азербайджаном не будет. Они настолько связаны, что их непросто будет разлучить.

Я разговаривал с представителями официального Баку, они заявляли о том, что Азербайджан не станет плацдармом Запада для ударов по Ирану, так как в Тегеране проживает очень много родственников тех, кто сегодня живет в Баку. Думаю, сам президент Алиев на это не пойдет. Представить это для меня лично невозможно.

Вугар Гасанов (Москва).

# 10435
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#